В последнее время я работаю с подростками 12-14 лет, и это действительно особая категория, которых сложно мотивировать. Потенциал больше, чем у младших школьников, но справляться бывает сложнее. Однако, если преподаватель английского языка в работе сочетает строгость, уважение и веселье, то он получает лучший результат.
На мой взгляд, ключ к успешному преподаванию у подростков — это умение завладеть их вниманием. Поэтому я использую следующие методы обучения:
— затрагивание личности учащегося в целом, вовлечение в учебный процесс его эмоций, чувств и ощущений, стимулирование его речевых, когнитивных и творческих способностей. Нужно знать, чем заинтересована вся группа тинейджеров и каждый в отдельности. В прошлом году это была музыка. Почти на каждом занятии мы слушали и выполняли задания после прослушивания песни. Как же было здорово, когда по радио крутили песню, которую мы разобрали. Или слушаешь песню — и мысленно возвращаешься в тот момент занятия, когда вы все вместе ее не только слушали, но и пели;
— создаю ситуации, в которых я не являюсь центральной фигурой. На каждом занятии у меня есть помощник – моя правая рука, который помогает мне во время занятия;
— предусматриваю различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Я уделяю внимание всем подросткам, а также провожу индивидуальные консультации.
Важно, чтобы у подростка стояла четкая цель, к чему ему готовиться в этом учебном году (Key for Schools, Preliminary for Schools или First for Schools). Он должен быть поставлен перед фактом, сколько работы ему придется выполнить и сколько приложить усилий на выполнение задания. И как бы странно это ни казалось, небольшое поощрение может серьезно сдвинуть его с мертвой точки.
По своему опыту могу судить, что надо ставить достижимые ясные цели на короткий период, чтобы нервы у подростка не сдали от различных препятствий в изучении языка. Постоянный контакт преподавателя с родителями помогает своевременно реагировать на изменения в настроении, намерениях тинейджеров – и совместно находить верные решения.
До встречи на занятиях в «Еврошколе»!
Алексей Абатуров
начальник отдела по учебно-методической работе