Иногда родителей тревожит количество лексики, которую дошкольник изучает за год. На открытом занятии в «Еврошколе» преподаватель обязательно обратит внимание на то, сколько слов и фраз было предложено курсом. Родителям школьника я также могу ответить, сколько слов, не включенных в курс, было освоено дополнительно. Возможности дошкольника же безграничны. Составляя списки слов для родителей, я обычно теряюсь. Мне хочется перечислить не только все, что мы отработали по программе, но и дополнительную лексику из песен и игр. При этом с дошкольником мне не приходится делать акцент в процессе освоения этой лексики: ребенок поглощает ее, перерабатывает и через некоторое время, индивидуальное в каждом случае, начинает использовать.
Родители моих учеников делятся со мною тем, как дома дети поют песенки, используют в бытовых ситуациях изученные выражения. Для меня это лучшая награда!
Еще одним бонусом раннего обучения, о котором часто забывают, становится то, что ребенок знакомится со стратегиями изучения и развивает память. На занятиях в «Еврошколе» мы используем огромное количество дидактического материала. Каждая лексическая тема сопровождается флеш-карточками, картинками с изображениями предметов и действий, обыгрывается при помощи игрушек, иллюстрируется сопутствующими видео и песенками. С моими малышами я угадываю животных по естественным для них голосовым звукам, показываю театр теней. А когда знакомлю с темой «Погода», приношу на занятие чашку с водой, и мы устраиваем дождик, pitter-patter! Так задействуются разные каналы памяти, а ребенок незаметно усваивает, что для лучшего запоминания необходимо неоднократно повторить слово, нарисовать его и проговорить вслух. Я очень надеюсь, что полученные стратегии сыграют в будущем важную роль, возможно, не меньшую, чем полученные знания.
Использование на занятии игрушек и дополнительных материалов тоже неслучайно. Дело в том, что темы курсов для дошкольников простроены таким образом, что дети осваивают на иностранном языке привычные и близкие им понятия, вещи: семью, домашних животных или слова, использующиеся на детской площадке. Я всегда рекомендую родителям своих учеников, желающим повторить дома пройденный материал, делать это в бытовой ситуации: называть по-английски пробегающих мимо собак и кошек, проговаривать части лица, умываясь, делать зарядку и комментировать на английском. Одна из мам моего трехлетнего студента рассказала, что, моя руки, он всегда приговаривает: «Splish-splash-splosh!». Да, именно так: ребенок может усваивать только что-то понятное и одновременно интересное.
И на десерт! Мои самый любимый аргумент в пользу изучения английского языка: посмотрите, с каким удовольствием занимается ребенок! Я из тех преподавателей, кто категорически против обучения через силу. Да, я действительно считаю, что ребенок, особенно дошкольник, может и должен заниматься только тем, что доставляет ему радость. Детство – чудесная пора изучения, и желание познавать мир является естественной потребностью дошкольника. Первая и главная задача педагога – не столько обучить новому, но не разрушить это детское качество, позволить прорасти во взрослую жизнь. Это нормально, если маленький ребенок на первых занятиях скучает по родителю, выбегает с урока проверить, ждут ли его папа с мамой, или просит их присоединиться к занятию. Сейчас эта новая незнакомая ситуация является для него источником дискомфорта, справиться с которым самостоятельно малыш пока не может. Но как же чудесно видеть его потом – смеющимся или сосредоточенным в процессе занятия, слышать, как он сам предлагает педагогу любимые песенки и игры, и наблюдать, как с нетерпением ждет начала урока.
Пусть этот энтузиазм никогда не закончится и станет ступенькой к будущей школе!
Ксения Журавлева,
преподаватель