Как расширить словарный запас
На одном из недавних уроков группа студентов из 12 человек, выполняя моё задание, выдала за 3 отведенных минуты 36 названий животных. Вначале дети вспоминали и записывали слова на листах бумаги, а затем читали их по цепочке. Я уверен, что ребята вспомнили бы еще не меньше десятка слов, если бы я не ограничил задание по времени. Отличный результат! А ведь этим студентам всего по 7-8 лет! После урока я задал себе вопрос:
«А сколько иностранных слов я знал в их возрасте?».
В лучшем случае два или три, а в худшем – ни одного. Но, не будем о грустном, а лучше поговорим, как расширять словарный запас с малых лет и до старшего возраста.
Для начала давайте подумаем, из каких источников ученик может пополнять свой словарный запас. Таких источников может быть много, но для любого возраста я бы выделил несколько основных:
1. Специальная литература,
то есть любые учебники, по которым изучается иностранный язык. Сюда бы я причислил и задания в классе, и речь преподавателя на уроке;
2. Художественная литература.
Любимые книги (комиксы, журналы и т.д.). Начиная от самых простых и заканчивая произведениями в оригинале;
3. Фильмы, мультфильмы, телешоу, передачи.
Желательно с субтитрами, сейчас ими снабжены многие интернет ресурсы.
Наиболее мощным и неизменно действенным средством запоминания новых слов я считаю ведение личного словаря. Вспоминаю, как в средней школе мы расчерчивали общие тетради на три колонки и усердно записывали «слово-транскрибция-перевод». С развитием технологий этот процесс намного упростился и изучающим языки теперь совсем не обязательно записывать слова от руки (настолько много в наши дни существует компьютерных программ и мобильных приложений). Главное понимать, что это помогает закрепить слово в речи. Для того, чтобы слово закрепилось я настоятельно рекомендую составить с ним фразу или предложение или рассмотреть слово в уже существующем контексте.
Способ ведения словаря хорош тем, что фактически подходит для студентов любого возраста. Пожалуй, главная проблема заключается в том, что разве что взрослые люди и старшеклассники могут подхватить эту идею самостоятельно и без постоянной поддержки преподавателя вести такой словарь. Но если ученик правильно организован и мотивирован преподавателем, а также контролируется родителями, то словарь будет вестись на постоянной основе, в чем и заключается успех.
Процесс работы со словарем примерно выглядит следующим образом: В любом из источников вы встречаете неизвестное для вас слово. Например, совсем недавно, я встретил в фильме слово «a date», которое наверняка не смог понять по контексту. Поставив фильм на паузу, и разыскав слово в электронном словаре, я нашел еще одно значение слова, которое раньше не знал. Таким образом, я записал в свой личный словарь слово «a date – финик». Для закрепления составил предложение с этим словом I've got a lot of dates from Morocco. В другой раз я увидел в журнале слово «gazebo», по контексту я понял, что это какое-то строение. Разыскав перевод, я записал слово в словарь, составил предложение The carpenter had built a pretty gazebo и стал обладателем еще одного слова – «gazebo» – беседка» и так далее.
Подводя итог хотелось бы пояснить, что если вы только начинаете изучать язык, то стоит приготовится к тому, что незнакомых слов будет много, что придется много записывать, а иногда записать одно и то же слово по несколько раз. В любом случае старательность, регулярность и непрерывность в работе с личным словарем безусловно поможет в пополнении словарного запаса студента любого уровня.
Шевцов Андрей Юрьевич
преподаватель «Еврошколы» на ул. Московский тр. 143/1